luarvik_1221 (luarvik_1221) wrote,
luarvik_1221
luarvik_1221

Categories:

Книга точно лучше? (Черновик 2018г)

Здравствуйте, уважаемые френды! Я вернулся. О причинах столь длительного воздержания от своей писанины - в одном из ближайших постов. А сейчас хотелось бы обратиться к критике современной русской фантастики, в частности - типичного представителя оной Сергея Лукьяненко. Заодно не премину обойти вниманием и одну из самых громких премьер 2018 года - фильм "Черновик" по одноимённому роману вышеупомянутого фантаста.


Очень часто бытует мнение, что книга лучше чем фильм. Нет, это не про данный конкретный случай, а вообще. Мне не совсем понятно, как можно сравнивать два этих жанра. Литературное произведение призвано тщательно прорисовать характеры персонажей, их мотивацию, задавать сюжетную линию, в конце концов. Кино даёт визуализацию образов в виде ярких типажей, динамику в виде захватывающего "экшна". В таких случаях главная задача сценаристов стоит в том, чтобы определиться с тем, что они делают. Если кино по книге - тогда извольте хотя бы не сильно отклоняться от основного сюжета и портретов героев. Если это кинопроизведение по мотивам литературного оригинала, тогда постарайтесь сделать так, чтобы ваш полёт фантазии не принял форму горячечного бреда, вызванного сильнодействующими препаратами. И если мы имеем дело с первым случаем, то, конечно, многое тут будет зависеть от литературной основы.

Что же собой представляет произведение "Черновик" Сергея Лукьяненко? Сразу скажу, что это только первая часть дилогии, продолжением которой является "Чистовик". Читать эти произведения по отдельности - то же самое, что читать по отдельности каждую из трёх книг "Властелина колец" (хотя Лукьяненко такое сравнение весьма бы польстило). Пожалуй, сделаю доброе дело и скину ссылки на краткий сюжет обеих книг, чтобы остальные не теряли попусту своё время на их прочтение.

В "Черновике" мы узнаем про главного действующего персонажа - Кирилла Максимова, парня лет двадцати, который оставив учёбу в авиационном институте, работает обычным продавцом в компьютерном магазине. Особых способностей не имеет, честолюбивых планов лишён, любовные отношения носят случайный и непостоянный характер. Короче, в главном герое себя узнаёт 99 процентов русскоязычного населения. Так вот в один прекрасный день с героем начинает твориться что-то странное - ну, дальше вы в курсе. Но главная интрига начинается чуть позже. Оказывается, есть множество миров, подобных нашему, но не совсем (привет Саймаку с его "Кольцо вокруг солнца"). Есть "функционалы" - люди, выдернутые из своего мира, но наделённые бессмертием и особыми способностями к чему либо (это называется функцией). И есть оплот функционалов - мир под названием Аркан, с которого те и ведут свою прогрессорскую деятельность по отношению к остальным мирам. Наш Кирилл, столкнувшись с некоторыми проявлениями этой деятельности, принимает решение вмешаться и чем дальше он в это влезает, тем сильнее и агрессивней становиться ответная реакция тех, на чьи правила он посмел посягнуть. После всего этого буйства экшна обильно приправленного мелодрамой, у нашего героя, наконец, в жизни появляется Цель. В частности, он желает узнать: кто такие функционалы, откуда они взялись и как можно положить конец их произволу, заодно избавив родной мир от их вмешательства.

Вроде бы неплохая завязка. Перед героем, а заодно и читателем встают вопросы:
- Кто стоит за таинственными "функционалами" и в чём состоит их конечная цель?
- Кто же такой на самом деле сам Кирилл Максимов и почему он подвергся превращению в "функционала", да ещё и такого особенного?
Хорошенько запомним эти вопросы.

За что я люблю фантастику, так это за такой вот детективный сюжет. В то время, как по ходу обычного детектива читатель силится понять - кто же преступник, руководствуясь при этом исключительно теми подсказками, которые ему, словно опытный карточный шулер, соизволит приоткрыть автор, в фантастике автору для завязки сюжета необходимо выстроить целый мир со своими правилами. Мир, где действует некая могущественная и страшная сила, проявления которой способны внушить мистический ужас. Где герой, столкнувшись с проявлениями этой силы, решает дать им отпор и по ходу своего Пути, трансформируясь и открывая в себе новые качества, в конце концов, находит ответы на все свои вопросы.

Как же эту задачу решает Сергей Лукьяненко в этих двух произведениях? Начнём с первой группы вопросов - кто такие "функционалы" и кто за ними стоит? Ещё к финалу "Черновика" читателю должно стать понятным, что функционалы при всём их могуществе и почти всесилии являются ограниченными и вторичными существами по отношению к тем, кто первым нашёл способ их инициировать. Соответственно кардинальным образом должны отличаться и побудительные мотивы функционалов и их создателей. Побудительные мотивы особо рьяных и фанатичных "функционалов" (невелика хитрость) Лукьяненко раскрывает в "Черновике". Они предпочитают осесть на наиболее развитом по уровню военных технологий мире под названием Аркан, и оттуда ведут прогрессорскую деятельность по отношению к другим мирам, используя их для разного рода социальных экспериментов. Зачем? Чтобы в ходе этих экспериментов выявить нежелательные для ихнего мира отклонения.

Что же касается "родины функционалов" - мира, где обитают их создатели, то, в конце концов, Кирилл попадает и туда. Проходит все отведённые ему фантазией автора испытания по пути к конечной цели своего путешествия - места, где он (а заодно и читатель) получит, наконец, все ответы на интересующие его вопросы.
И что же узнаёт наш герой при разговоре с Хранителем музея о том для чего кому-то понадобилось создавать функционалов и менять миры? НИ-ЧЕ-ГО!
— Как для чего? А для чего вообще мы, функционалы? Исполнять свою функцию. Ты регулировал использование порталов, тянул потихоньку энергию из пустоты и держал их открытыми. Люди путешествовали из мира в мир. А я приглядываю за музеем, сохраняю экспонаты, провожу экскурсии…

Мало того, что Лукьяненко в одну кучу сваливает и "функционалов" и их создателей, так ещё и лишает их сколь-нибудь вменяемой мотивации. Это как в плохом детективном романе в итоге убийцей оказывается, скажем, дворник. Почему? А просто так! Автору всё надоело и он таким образом решил потроллить читателя.

Так, а что же наш герой узнаёт о себе?
...Ты имел какой-то вектор развития, опасный для пути, которым шел твой мир. И автоматически стал кандидатом в функционалы… ну или просто на уничтожение. Иногда поступают и так, увы… Но твой друг, блистательный куратор и умелый манипулятор, все-таки оказался сентиментален. Лично взял над тобой шефство, подобрал такую функцию, чтобы она оказалась максимально интересной. Но просчитался. Ты пошел вразнос. А когда он в панике готов был тебя уничтожить, — ангел развел руками, — стало поздно. Ты уже функционировал. Ты был частью всех Кириллов всех миров. И в этих мирах ты все-таки играл какую-то важную роль, любая попытка тебя уничтожить возвращала тебе способности, да еще и сторицей… А если все-таки тебя убить — ты можешь утянуть за собой весь мир. В небытие. Или… — Не-ангел помолчал. — Или так, как у нас. Частично утянуть. Тоже ничего хорошего...

Более чем исчерпывающее объяснение. Вот только почему у автора такой исключительный человек с такой значимостью своих двойников в других мирах до двадцати с лишним лет никак не проявляет сколь-нибудь завидные способности хоть в чём-нибудь? Странно, что весь могучий потенциальный суммарный потенциал Кирилла Максимова АБСОЛЮТНО НИКАК не проявлялся в нашем мире до превращения его в функционала.
Эх, тут бы какого-нибудь Филиппа Дика! Уж он бы точно развернул сюжет в нужное русло. Так, оказалось бы, что отдельные проявления сверхсилы у нашего героя всё-таки были. Ну там, видения, которые потом бы сбывались или, на худой конец, навык быстрого счёта в уме. Просто он не придавал этому значения. А всё потому, что за ним постоянно велось шефство со стороны "функционалов", которые злодейски подавляли бы все попытки героя развить в себе этот дар. Но однажды кто-то в обход этих шефов, всё-таки, провёл бы инициацию нашего героя, и после этого процесс развития сверхспособностей пошёл бы по экспоненте.  А уж там... Увы, Сергею Лукьяненко весьма далеко даже до Дика, не говоря уже про более маститых фантастов.

Это далеко не единственная странность в романах Сергея Лукьяненко. Так, по версии Лукьяненко для изменения истории подвергаются превращению в функционалов всякие малозначимые персонажи с геростратовой славой - все эти дантесы и иже с ними. Большинство встреченных Кириллом коллег жили ничем не примечательной жизнью, даже не представляя как и почему их подвергли процедуре превращения в функционалов. Ладно, допустим. Но как объяснить то, что человек в котором дремлют способности своими действиями перевернуть весь мир, даже и не подозревает об этом и ведёт более чем заурядный образ жизни как наш герой?
Порой Петрид приходил в сознание и говорил с ней. Он понимал, что умирает, не верил, что его спасут, но все время хихикал и нес какую-то чушь. Про функционалов, которые таскают каштаны из огня, про самый первый мир, про то, что их всех обманули, что он должен был быть императором или поэтом, про несовершенство мира, всех миров, которые изувечены, словно доброе дерево рукой неумелого садовника.

Так императором или поэтом? Это что, одно и то же? По-видимому, в фантазиях Лукьяненко набор способностей для каждого из этих занятий примерно одинаков. Как видим, автор не сильно озабочен глубиной проработки своей Вселенной. Малоинтересны ему и вопросы, которые он сам же и поставил перед читателем в середине "Черновика".

Чем же в таком случае озабочен наш автор, помимо множества собственных комплексов, которые он протяжении целых двух романов вываливает на читателя, рискнувшего взяться за прочтение сей литературы? Господин Лукьянеко, сначала выводя в герои обычного подростка, а затем наделея его необычайными спосбностями, словно пытается донести до читателя следующую мысль. А именно:
Это ничего, что у тебя плохая работа, неудачный брак и нет никаких талантов, а твоя жизнь подобна жизням сотням таких же бездарей. Всё равно в тебе дремлет огромный потенциал. В другой жизни, при других обстоятельствах ты мог бы стать известным музыкантом, писателем, полководцем или выдающимся учёным.

Конечно. И произойти это может по мановению волшебной палочки, пардон, конечно же - волею случая. Это пусть "у них" уставший за рабочий день Нео ночами напролёт ищет в сети следы таинственного Морфеуса, а доктор Фауст тратит свои силы на постижение законов мироздания. Наш герой может позволить себе не сильно напрягаться по жизни, учиться или не учиться, бухать с друзьями по выходным и при этом вести вполне обеспеченный образ жизни, мало заботясь как о добыче хлеба насущного, так и какими-либо целями в жизни. Зачем? Всё произойдёт само собой. Кто-то всё равно даст сверхсилу, а при появлении таковой появится и цель. Ну там, принцессу из лап дракона спасти или злобного тирана с его трона свергнуть.

Подобные заигрывания с простым обывателем на тему его значимости в этом мире, конечно же, не красят автора. Зато делают его жутко популярным у всякой серой биомассы, отдельные представители которой в перерывах между буханием, жратвой и совокуплением нет-нет, да задумываются - а в чём, же собственно состоит моё Предназначение. Может кто-то полагает, что задаваясь такими вопросами, такой человек переходит на новую стадию своего развития. Ничуть. Даже скажу более. Если человек задаётся подобными вопросами, значит с его жизнью что-то не так. Это значит, что у него нет ни работы, которой бы он мог посвятить свою жизнь, ни увлекательных занятий, ни ярких близких отношений.

Показателен в этом плане финал "Чистовика". Главный герой, обретя невиданное могущество...попросту отрекается от своей силы, становясь обычным человеком. Автор, подожди, а как же сверхмиссия по избавлению нашего мира от влияния арканцев? Быть может, Кирилл в ходе своих скитаний понял, наконец, кем и как ему стать в обычной земной жизни, чтобы отыграть такую значимую роль в истории человечества.
— И что ты должен совершить?
— Не знаю, честное слово. Вначале вернусь в институт. Может, и впрямь ракету должен построить?


Убедительно звучит, не правда ли? Наш герой толком даже не знает кто он и чем он должен заниматься, но убеждён, что он достигнет небывалых высот и без силы функционалов. Я уже не говорю о том, что Лукьяненко в очередной раз наплевал на все правила им же созданного мира. Внимательный читатель мог бы заметить, что решение отказаться быть функционалом Кирилл принимает ещё ДО поединка с Константином, а значит никакой силы функционалов для поединка с куратором у него появится не может.

Знаете, всё это имело бы смысл, если бы куратор Костя после этого поединка встал, отряхнулся и молвил:
- Ты молодец! Всё что ты узнал до этих пор - просто наглая ложь. Ты никто, звать тебя никак и никакой силы в тебе нет и быть не может. Мы тебя проверяли. Просто дали тебе сверхсилу и посмотрели - что из этого выйдет. Ты решил остаться человеком, поняв, что важна лишь та сила, которую обрёл САМ, а на это способны немногие. Поздравляю, ты перешёл в ряды... Впрочем, стоп. Что-то подобное уже где-то было. Снова увы, дешёвый компилятор Лукьяненко даже на такой поворот сюжета не сподобился.

Хотя чего ещё можно было ожидать? Сергею Лукьяненко (как гласит его биография - окончившему институт по специальности врач-психиатр, но почему-то ставшего писателем) глубоко начхать даже на сюжет собственного произведения, что уж говорить про читателя. Обильно скармливая его жалобами на "несовершенство нашего мира", словно ища в нём поддержки своим комплексам, автор одновременно с этим и ни во что не ставит потребителя своей продукции. Продукции, которую этот графоман выдаёт "на гора" практически со скоростью печатного станка.

Что мы от данных произведений имеем в сухом остатке? Сюжет более чем абсурден и нелогичен. Главный герой срисован с обыкновенного обывателя, которому каким-то чудом достались сверхспособности. Я уже не говорю про банальную зависть автора к "сильным мира сего", которые на протяжении всей дилогии торчат словно уши кролика из цилиндра у неудачливого фокусника. И это у вроде успешного современного писателя! Что же тогда говорить про простых смертных? Отдельного упоминания заслуживает мотивация главного героя. Изначально она попросту отсутствует. И это у человека, столь значимого для истории своего мира, что "стереть" его обычным методом никак не получалось! По ходу развития сюжета эта мотивация проявляется в банальной мести за смерть девушки и за то, что его классного пацана посмели превратить в "функционала" без его спроса. Апогеем всей этой оды серости, убогости и ничтожности своего читателя (а на самом деле - автора) выглядит финал "Чистовика", когда Кирилл, обретя невиданное могущество от всех своих проявлений (почему-то вспоминается Джет Ли и фильм "One", видно, что Лукьяненко также им впечатлился) отрекается от своей силы. Занавес.
Наверное, лишним будет говорить, что после прочтения "Черновика" и "Чистовика" такой писатель как Сергей Лукьяненко для меня умер раз и навсегда.

После таких произведений ругать экранизацию уже и не особо хочется. Наоборот, следует похвалить создателей фильма за то, что точно оценив свои умственные возможности и творческий потенциал, взялись экранизировать именно Сергея Лукьяненко, да ещё и рискнули взяться за данного автора после столь дебильной экранизации "Дозоров" в исполнении какого-то укуренного клипмейкера. Совершенно точно определив целевую аудиторию потребления своей продукции, а именно весь этот офисный планктон в лице менеджеров, мерчендайзеров и им подобных, сценаристы пошли ещё дальше. Сделали апгрейд главного героя, который теперь не просто рядовой продавец, а очень даже уважаемый в своей фирме человек за некий талант "создавать миры в видеоиграх". Задали своему герою "правильную" мотивацию. Так, едва обретя способности "функционала", наш герой берётся вновь завоёвывать свою бывшую девушку (далеко не красавицу, надо признать), которая в начале фильма весьма жёстко с ним расстаётся, предпочтя ему более выгодное знакомство с неким чиновником. Хотя, может быть, сценаристы проявили невиданную для российского кино дальновидность, и уже в продолжении этого фильма окажется, что героиня на самом деле не такая уж и стерва, а была "засланным казачком" от сил сопротивления, как аналогичный персонаж литературной основы.

В общем, "недочёты" автора (на самом деле обычная лень и бесталанность) теперь исправлены. И талант у нашего героя имеется, и мотивация присутствует. Теперь он спасает от вечного кайфа и трудовой повинности (вот он истинный кошмар офисного планктона!) не просто случайную девушку, а свою бывшую. И не просто спасает, а очень даже героически, посмев попереть против куда более опытной коллеги. Ещё более ловко сценаристы обошлись с возможностями таможенников. Теперь талант таможенника проявляется в том, в какие миры и сколько дверей он сумеет открыть. Как же это должно быть понятно целевой аудитории, чьё понятие об успешности прямо пропорционально количеству и удельному весу заманенных клиентов! Напомню, в романе ЛЮБОЙ таможенник может открыть только четыре новых мира. А вот это напутствие отца главного героя "За свою любовь надо сражаться до конца" не что иное как дань уважения прекрасной половине человечества, чьи представительницы составляют большинство любого офиса, да и в ряды сценаристов успели затесаться. Конечно, надо сражаться! Особенно после того, как об тебя цинично и показательно вытерли ноги, да ещё и в присутствии твоего лучшего друга. Женскому самолюбию такое весьма льстит, даром что для самца является абсолютно бесполезным занятием. Это кино не могут испортить ни жуткие "боевые матрёшки", ни придумка с паучком из фильма "Матрица", который здесь выполняет функцию поводка. Да и сама идея о том, что отдалившись на критическое для своей функции расстояние, функционал теряет не только способности, но и жизнь, добавляет сюжету лишнего драматизму. Этот тот редкий случай, когда ущербная фантазия сценаристов уже ничего испортить не может, поскольку всё самое дебильное в сюжете придумано уже автором романа.

Так по версии сценаристов выглядит функционал, достигающий предела своего "поводка"

Способно ли такое кино развлечь? Безусловно. Способно ли заинтересовать, да ещё и так, что посмотрев фильм, захочется обратиться к литературному оригиналу? Возможно. Решился же на такой шаг типичный представитель означенной целевой аудитории, по совместительству - автор этих строк. Для меня это верный показатель того, что время на просмотр фильма было потрачено не зря. А стоит ли доводить такое решение до конца, если кто ещё не ознакомился с творчеством Сергея Лукьяненко? Если вы ещё сомневаетесь, прочтите этот пост с начала...

Tags: кино и литература, философия жизни
Subscribe

Posts from This Journal “кино и литература” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино и литература” Tag