luarvik_1221 (luarvik_1221) wrote,
luarvik_1221
luarvik_1221

Category:

"Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд" - часть вторая

Или об эволюции образа Джеймса Бонда на киноэкране.
Вот мы и подошли, что называется, вплотную к воплощению образа Джеймса Бонда на киноэкранах. Фанатам Бондианы которые прочитав первую статью на эту тему, всё же рискнули читать продолжение, рекомендую дочитать пост до конца.

Я понимаю, что создатели франшизы хотели как лучше, но…В своём стремлении сделать своего героя непобедимым суперагентом, который спасает весь мир от страшной угрозы, которую олицетворяет какой-нибудь суперзлодей, создатели явно перестарались. Крое вышеперечисленного, наш герой попутно умудряется легко соблазнять всех встречающихся на пути особ женского пола, демонстрируя просто фантастический запас мужской силы.

Первому выпала честь исполнить роль такого вот «супергероя» Шону Коннери.

Что же, с задачей, поставленной в первом абзаце, он справился вполне успешно. При этом его Бонд обладал своим неповторимым шармом – как он знакомился с очередной девушкой своей коронной фразой, как остроумно шутил после убийства очередного негодяя (а иногда и негодяйки). В общем – мечта любой женщины, да и только:-)
Но меня на протяжении всех шести фильмов с участием Шона Коннери (напомню, что римейк фильма "Шаровая молния" под названием "Никогда не говори "никогда" официально не входит в число фильмов Бондианы) не покидало ощущение какой-то абсурдности виденного на экране. Какой-то злодей с манией величия (ему место в психиатрической лечебнице, в одной палате с Наполеоном и Чингисханом, ан нет – он вот-вот завоюет весь мир). Все эти драки, словно из пародии на боевик.
Например, как вам этот фрагмент:

Наконец, я имел возможность сравнивать одноимённый фильм с книгой и не уставал поражаться поведению киношного Бонда. Ни каких тебе угрызений совести, моральных сомнений и упрёков. Полное презрение к чужой человеческой жизни (о сальных шутках я уже говорил выше). Не говоря уже о том, что киношный Бонд считал прямо-таки свои долгом любую, встретившуюся на его пути, особу женского пола затащить в койку (не взирая на социальный статус, расовую принадлежность, внешние данные, целесообразность секса в данной ситуции и т.д.). В общем, вспоминается бессмертная фраза одного из героев замечательного фильма «Человек…нет, не с золотым пистолетом, а с бульвара Капуцинов»

«Генеральная линия партии» продолжилась и с приглашением на роль Бонда актёра Роджера Мура (о Джордже Лэзэнби, невнятно сыгравшего агента 007 всего в одном фильме, позвольте умолчать).

Всё то же самое – карикатурный суперзлодей с непомерными амбициями завоевать весь мир, целая вереница соблазнённых красавиц (а иногда – и некрасавиц). И конечно же, в центре всего этого – ОН, единственный и неповторимый герой, в одиночку спасающий весь мир (повторюсь – далеко не Брюс Ли и не Бэтмен).

Ситуация (а точнее - образ Джеймса Бонда) несколько поменялась с приглашением на роль Джеймса Бонда актёра Тимоти Далтона.

Мне трудно судить, с чем связана такая метаморфоза, но изменения были достаточно очевидны.
Во-первых, его Бонд уже начинает использовать голову (в предыдущих фильмах сей орган был единственным незадействованным). Чего, например, стоит момент в фильме «Лицензия на убийство», когда Бонд сначала проникает в офис главного злодея и при этом просчитывает варианты будущего покушения на него.
Во-вторых, это уже не тот «отморозок» и «кобелина», роль которого так талантливо исполнил Шон Коннери. Ради друзей он готов пожертвовать чем угодно, в том числе и самим дорогим – своей карьерой (фильм «Лицензия на убийство»), по одному ему лишь известным причинам не убивает вражеского агента-снайпера, по совместительству – главную героиню фильма («Искры из глаз»). Когда на его глазах убивают коллег по службе, по реакции Бонда-Далтона видно, что ему не всё равно, он чувствует свою вину за их смерть. Как по мне, именно Тимоти Далтон из всех актёров наиболее близко подошёл к воплощению образа "книжного Бонда" на экране. Причём - как по характеру персонажа, так и по внешним параметрам (ну может, рост чуть подвёл:-)

Тем не менее, роль следующего Бонда выпало сыграть Пирсу Броснану (о подробностях можете узнать из Википедии и других источников).

Бонд в исполнении Броснана, на мой взгляд, оказался наиболее эффектным из всех Бондов, и к тому же – продолжил линию Далтона по части сентиментальности.
К тому же, что немаловажно для подобного рода фильмов, Бонд-Броснан оказался весьма искусен в рукопашной схватке:

Но всё же, от фильмов про Джеймса Бонда с участием Пирса Броснана у меня осталось двоякое впечатление. Всё, что неизменно должно присутствовать в фильме о Джеймсе Бонде - красивые девушки (причём, как положительная, так и отрицательная героини), погони, драки, экшн - всё на уровне, но...
Во-первых, почему сценаристы не додумались дать Бонду вторую жизнь, и в фильме снятых с 1995 по 2002 год и которые описывают современные события, Бонд – внимание – всё так же ветеран Второй Мировой Войны. Согласитесь, неплохо сохранился за больше, чем полвека (впрочем, об этом я уже писал в первой статье).
Далее, на протяжении всех четырёх фильмов Бонд не устаёт поражать зрителей своими суперспособностями, как то:
- Он лихо управляет всеми возможными видами транспорта, начиная от танка и заканчивая суперсовременным истребителем (впрочем, чему не научишься за пятьдесят с лишним лет). При этом в начале фильма «Завтра не умрёт никогда» умудряется управлять штурвалом самолёта коленями, в то время как его душит противник!
- С ходу с виртуозностью фокусника, без траты на время на изучение инструкций (их он сразу уничтожает), обучается использовать все высокотехнологические новинки от Q.
Но апогеем всего апофеоза стал фильм «Умри, но не сейчас». В начале фильма, он словно йог наивысшего уровня усилием воли останавливает свое сердце, затем вырубая профессинальную команду охранников. Но больше всего меня поразила сцена бегства на ледовой ракете (с попутным установлением рекорда скорости) и чудесным спасением в конце:

Пожалуй, Бонду не хватало лишь синего трико и большой буквы «S» на груди – вот тогда бы всё окончательно стало на свои места – и почему он бессмертный и почему вечно молодой.

Так что, когда в первом фильме с участием Дэниела Крэйга (Казино «Рояль»), Бонд предстаёт перед нами уже не заслуженным ветераном, а молодым агентом, только получившим свои два нуля, я вздохнул с облегчением.

Хотя чисто внешне, Бонд в исполнении Крэйга наименее близок к персонажу Флеминга, характер его персонажа лично мне наиболее понятен. Будучи наёмным убийцей (а именно такова специфика профессии Джеймса Бонда), он просто обязан быть холодным и циничным. Тем, кто его предал, прощения нет (вспомните его поведение по отношению к Матису - "Колите его до конца, то что Линд - предательница, ещё не означает, что Матис чист"). Как нет пощады и тем, кто стал у него на пути. Вспомните сцену до титров из фильма "Казино "Рояль":

Если с самого начала Бондианы и до последнего фильма с участием Броснана создатели решили сделать ставку на красивую обёртку, под влиянием которой и сформировался этот миф "Джеймс Бонд - супершпион", то в фильмах с участием Дэниела Крэйга подкупает, прежде всего, реалистичность. Виденное на экране воспринимается более гармонично, даже когда рушатся целые дома, а герой благополучно спасается в самый последний момент.
Наверняка, большую роль в такой метаморфозе сыграло то, что у Джеймса Бонда появилось множество конкурентов. Тут и Итан Хант и Джейсон Борн, да и о Джеке Райане забывать не стоит. И если до этого зрителю словно навязывалась точка зрения "Смотрите, как круто быть секретным агеном", то Дэниел Крэйг вкупе со сценаристами обновлённой Бондианы, похоже, задался целью доказать обратное. Нам зрителям наконец-то показывается обратная, действительная а не мнимая, сторона нелёгких будней секретного агента. Он одинок, он просто НЕ ИМЕЕТ ПРАВА иметь ни друзей, ни любимую женщину. Он в постоянно пребывает под титаническим грузом собственной совести - он ведь не "отморозок", он ведь понимает, что убивать людей - это плохо. Но ещё он понимает, что это - чуть ли единственное в мире дело, которе он умеет делать на пять с плюсом. А ещё - он рьяный защитник интересов своего государства. И все эти факторы вновь и вновь пересиливают его пацифистские настроения и побуждают взяться за оружие.

В заключение - о главном. За что же, в том числе и я, любим фильмы про Бонда?

Прежде всего – за эффектные женские образы. Такого количества запоминающихся красавиц не дала ни одно франшиза в истории кино.
Во вторых – за неизменный экшн, сопровождающий эти фильмы (причём, на фоне качественного саундтрека) – яркие сцены драк, перестрелок, преследований очередного злодея на земле, на воде и воздухе (одно из моих любимых, кстати) и тому подобное. Бондиана всегда служила своеобразной гарантией качества в этом плане. Старые фильмы (с участием Коннери и Мура) – в меньшей степени, новые (с участием Далтона, Броснана, Крэйга) – в большей.
Кто не хотел в одиночку разделавшись со всеми злодеями, вырвать из лап дракона прекрасную даму, и заодно – в последний миг спасти весь мир от кровожадного чудища. Но тут следует помнить одну простую истину - "Для того, чтобы убить дракона, нужно самому стать драконом". И потом, после спасения прекрасной принцессы, просто так избавиться от своей драконовской сущности не получится. Да, уважаемый читатель, этим я хочу сказать, что Бондиана, как никакая другая франшиза в мире наиболее близка к моему любимому жанру «фэнтэзи».
И подобно тому, как хороший автор фэнтэзийных романов предъявляет своему герою определённые требования, так и мы, зрители, на мой взгляд, вправе требовать от героя Бонда того же.
Первое и главное – раз он агент разведки, то он в первую очередь ОБЯЗАН работать головой. Идеал для меня в этом плане – практически все герои Дэнзела Вашингтона.
Второе качество уже сполна раскрыл Дэниэл Крэйг. Если Бонд – это в первую очередь убийца, то он обязан иметь соответствующий характер. Характер арийский нордический – так, кажется, говорилось в известном советском телесериале?
Один из моих любимых образов таких вот суперагентов – это герой Джета Ли из фильма «Поцелуй дракона». Что о нём говорит его куратор – работник посольства Китая во Франции – «Он был лучшим из лучших в академии, получил отличную подготовку в области боевых искусств, неоднократно получал награды за блестящее выполнение заданий. Он не женат, не имеет детей – он предан только работе». Другими словами, опять-таки – это своего рода персонаж, словно сошедший со страниц романа-фэнтэзи. У него есть своя Миссия, которую он, во что бы то ни стало, обязан выполнить. И герой не имеет права уйти со своего пути куда-то в сторону (влюбиться – жениться – поселится в скромной хижине на окраине мира) – он обязан либо умереть либо дойти до конца в своей Миссии.
И, наконец, последнее. Сцены погонь, чудесных спасений и всё в таком же духе – это, конечно, всё здорово и увлекательно. Но зачем же уничтожать целые дома и кварталы. Мне казалось, агент разведки должен действовать как то иначе. Как поётся в одной известной песенке – «Лорды, сэры, пэры – знайте чувство меры…» Это я сейчас к сценаристам обращаюсь, если кто не понял:-) Конечно, отыскать ту тонкую грань, которая разделяет эффектный экшн от здравого смысла нелегко, но крайне желательно. Опять-таки, по моему скромному мнению.
На этом всё, спасибо за внимание!

Tags: кино и литература, о Джеймсе Бонде
Subscribe

Posts from This Journal “о Джеймсе Бонде” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “о Джеймсе Бонде” Tag